Бенчмаркинг — это процесс изучения конкурентных компаний, или просто компаний, которые занимаются тем же бизнесом, что и Вы, или полезным для Вашей компании бизнесом, для того, чтобы выстроить обдуманную стратегию, которая будет основываться на полученной информации из исследуемых компаний в процессе бенчмаркинга, чтобы повысить работоспособность/влияние Вашей компании на рынок, на котором работает Ваша компания.
Термин «бенчмаркинг» очень приближен к понятию «маркетинговой разведки», но маркетинговая разведка представляет собой сбор практически конфиденциальной информации, в отличие от бенчмаркинга.
Виды бенчмаркинга*:
- Внутренний (процессы других подразделений)
- Функциональный (сравнения по отношения к компании в той же отрасли)
- Конкурентоспособности (с прямыми конкурентами)
- Общий (с компаниями из других отраслей)
*существуют альтернативные подходы для описания видов (продуктовый, функциональный, стратегический, отраслевой, синергетический, глобальный и т.д.)
Этапы и виды бенчмаркингаЭтап 1. Планирование процесса и характеристика объекта
- Определить объект бенчмаркинга
- Согласование целей с руководством
- Разработка плана определения показателей
- Разработка плана сбора данных
- Обсуждение планов с экспертами от подразделений
- Фиксация характеристик для объекта бенчмаркинга
Этап 2. Сбор и анализ внутренних данных
- Сбор и анализ опубликованной внутренней информации (в том числе исследовательской)
- Определение первичных объектов (подразделений) для внутреннего бенчмаркинга
- Проведение сбора требований (интервью и анкетирование)
- Формирование рабочей группы по внутреннему бенчаркингу
Этап 3. Сбор и анализ внешних данных
- Сбор внешней опубликованной информации
- Сбор внешней первичной исследовательской информации
Этап 4. Улучшение качества работы объекта
- Определение корректированных действий
- Разработка плана внедрения процесса
- Согласование с руководством процесса "как должно быть" ( TO BE ) и его воздействия
Этап 5. Непрерывная оптимизация
- Поддержка и обновление метрик процесса
- Сбор данных по бенчмаркингу
- Улучшения качества работы