Бизнес-Аналитик LVL 1
Введение в бизнес-аналитику

В этой статье вы узнаете о методологии бизнес-анализа, основных концепциях и процессах, которые формируют основу работы бизнес-аналитика. Что позволит вам перейти к знакомству с Babok 3 (международный стандарт, признанный во всем мире и широко используемый в профессиональной практике). Статья поможет вам понять основные роли и ответственности бизнес-аналитика, а также научит вас базовым техникам и методам, для сбора и анализа информации, определения требований и управления изменениями в организации.

Кратко о Babok

Babok (Business Analysis Body of Knowledge) - это справочник для бизнес-аналитиков, описывающий ключевые практики, методы и компетенции, необходимые для успешного выполнения работы. Он не определяет строгое линейное выполнение работ, а предоставляет набор концепций, процессов, задач и техник, применимых на различных стадиях проекта. Babok охватывает все этапы жизненного цикла проекта и помогает бизнес-аналитикам понять контекст и цели проекта, собрать и анализировать требования, определить решения, управлять изменениями и принимать качественные решения. Обращение к Babok позволяет соответствовать стандартам и передовым практикам в области бизнес-анализа.

Кратко о целях бизнес-анализа

Для понимания целей необходимо провести анализ и общение с заинтересованными сторонами. Это может включать изучение документации, взаимодействие с участниками, проведение сеансов фасилитации, анализ проблем и возможностей, проведение опросов и анкетирования, использование техник анализа бизнес-процессов и постановку SMART-целей. Опираясь на проведенный анализ и общение, можно определить, какие шаги и ресурсы необходимы для достижения целей.

Кратко про управление изменениями

Управление изменениями в проекте включает несколько шагов:

  1. Выявление изменений – отслеживание всех изменений и общение с заинтересованными сторонами.
  2. Оценка изменений – анализ их влияние на проект, стоимость, риски и преимущества.
  3. Принятие решения – решения о принятии или отклонении изменения.
  4. Планирование и внедрение изменений – разработка плана реализации, коммуникации и обучение.
  5. Мониторинг и контроль – выполнение плана и оценка эффективности изменений.
  6. Документирование изменений – фиксация всех изменения и их основания.
  7. Обратная связь и учение на ошибках – обзор и анализ изменений после завершения проекта.

Управление изменениями требует гибкости и тесного взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Роли и ответственности

Babok 3 определяет несколько основных ролей бизнес-аналитика в организации. Каждая роль имеет свои ответственности и функции.


1. Роль "Стратег бизнес-анализа":

  • Определение стратегических целей и приоритетов бизнес-анализа в организации.
  • Управление процессом разработки и реализации стратегии бизнес-анализа.
  • Осуществление стратегического планирования бизнес-анализа.
  • Мониторинг результатов и оценка эффективности стратегии.

2. Роль "Менеджер бизнес-анализа":

  • Управление командой бизнес-аналитиков.
  • Распределение задач и установление приоритетов.
  • Организация ресурсов и средств для выполнения проектов бизнес-анализа.
  • Отслеживание прогресса и отчетность о выполнении задач.

3. Роль "Практик бизнес-анализа":

  • Выполнение основных задач и действий, связанных с бизнес-анализом.
  • Сбор и анализ требований стейкхолдеров.
  • Разработка бизнес-моделей и документации.
  • Управление изменениями и обеспечение качества в процессе бизнес-анализа.

4. Роль "Ментор бизнес-анализа":

  • Обучение и развитие других бизнес-аналитиков в организации.
  • Предоставление консультаций и рекомендаций по методологии и практике бизнес-анализа.
  • Оценка и поддержка процессов обучения и развития бизнес-аналитиков.

Кроме того, Babok уточняет, что роли могут быть объединены или дополнительно определены в зависимости от особенностей организации и проекта бизнес-анализа.

Базовые техники и методы

1. Сбор и анализ информации:

  • Беседы и интервью с заинтересованными сторонами - это процесс общения с различными заинтересованными сторонами для получения информации о их потребностях, ожиданиях и требованиях.
  • Наблюдение - наблюдение за заинтересованными сторонами или ситуацией позволяет более полно понять контекст и собрать информацию о действиях и поведении.

2. Определение требований:

  • Моделирование бизнес-процессов - создание диаграмм и моделей, представляющих потоки данных, связи между разными этапами бизнес-процесса, что позволяет лучше понять существующие процессы и выявить их проблемы или улучшения.
  • Интервью с пользователями и заказчиками - общение с пользователями и заказчиками для ясного определения их потребностей и требований, а также выявления возможных проблем или конфликтов.

3. Управление изменениями:

  • Анализ влияния изменений - оценка потенциального влияния изменений в требованиях на бизнес-процессы, системы и другие аспекты организации, чтобы определить, какие изменения могут быть внесены без существенных негативных последствий.
  • Управление конфликтами - идентификация и разрешение конфликтных ситуаций, связанных с требованиями, включая противоречия между различными заинтересованными сторонами и конфликты приоритетов.
Made on
Tilda