Прежде всего необходимо однозначно и четко сформулировать цели и задачи проекта проведения реорганизации бизнес-процессов предприятия или организации.
Надо четко ответить на ряд вопросов, а именно:
Ответы на вышеперечисленные вопросы, формализованные и представленные в виде документа – это, по сути своей, техническое задание на реорганизацию бизнес-процессов.
Документ в сжатой форме содержит все ключевые моменты проекта реорганизации:
Последовательность действий при проведении РБП
Общая последовательность действий при проведении реорганизации бизнес-процессов заключается в следующем:
Этапы проведения реинжиниринга БП
Опыт многих компаний, проводивших реинжиниринг бизнес-процессов определил важные мероприятия, которые необходимо осуществлять на каждом этапе проекта по реинжинирингу.
Планирование и начало работ:
Исследования:
Проектирование:
Утверждение:
Внедрение:
Сопровождение:
Видно, что проведение реинжиниринга это долгий и сложный процесс, состоящий из множества этапов. Проведение мероприятий как при разработке проекта, так и при его внедрении, требует аналитических знаний и наличие точной и полной информации о бизнес-процессах происходящих в компании.
Для проведения реинжиниринга создается специальная группа, которая готовит проект изменений, внедряет его и проводит обучение сотрудников. С помощью разработки и реализации программы обучения проводится подготовка сотрудников к работе в условиях новой концепции процесса.
Принципы реинжиниринга
Принципы реинжиниринга подробно
1) Сокращение количества людей, вовлеченных в процесс, путем совмещения задач.
Команда реинжиниринга должна стараться сократить как можно больше людей в каждой задаче, составляющей процесс. Это можно сделать, совмещая задачи так, чтобы один человек выполнял большее количество задач в процессе.
2) Клиент процесса должен выполнять этот процесс.
Этот принцип похож на первый тем, что он способствует улучшению в работе процесса главным образом за счет уменьшения числа вовлеченных в него людей. Он полезен, поскольку дает некоторые рекомендации, кто должен выполнять задачи, совмещенные на одном рабочем месте. В большинстве процессов участвуют люди или отделы, связанные внутренними отношениями "поставщик—клиент". Один отдел производит товары или услуги, используемые другим отделом, который является таким образом клиентом первого отдела.
Сферу применения этого принципа можно оценить из схем информационных потоков, разработанных командой реинжиниринга. Следует выявить те процессы, которые начинаются с запроса, проходят через несколько отделов или сотрудников и заканчиваются выходом, который передается назад стороне, сделавшей запрос. Затем команда должна спросить, может ли сам клиент такого процесса выполнить многие, если не все промежуточные шаги.
Этот принцип не нов. Как покупатели товаров и услуг — от заправки бензином до составления завещания — люди сейчас лучше готовы выполнить часть процесса, которая раньше выполнялась специалистами. Большинство менеджеров выполняют рутинные операции по набору текста, которые раньше выполняли их секретари. Принцип не предполагает, что все части процесса выполняются клиентом или, что клиент делает все сам каждый раз. Но этот принцип означает, что там, где возможно, клиент вовлечен в выполнение процесса намного больше, чем это традиционно предполагалось.
3) Взаимодействие с поставщиками как с внутренней частью организации.
Практическое применение этого принципа означает, что иногда от внешних поставщиков требуется выполнять шаги процесса, которые раньше выполнялись внутри организации. Покупка готового к работе компьютера в магазине в центре города не отменяет необходимости спецификации технических требований, это означает только, что поставщик, а не внутренний отдел IT будет делать это. Этот принцип означает, что всюду, где это возможно, команда реинжиниринга должна искать пути привлечения внешних поставщиков для выполнения отдельных частей процесса.
4) Создание различных версий процессов с и без механизмов контроля.
Один из ключей к изменениям, подобным тем, что были представлены выше, является дополнительный принцип, позволяющий проводить фундаментальные изменения, сохраняя при этом те механизмы контроля в организации, которые являлись основой для первоначального процесса. Это принцип создания множества версий процессов, некоторые из которых устраняют потребность в контроле, а другие сохраняют его.
Многие процессы несут в себе подобные механизмы контроля, в которых обычно задействованы дополнительные сотрудники, дополнительные визы и неизбежные проволочки, а оправданием этому служат доводы о том, что могло бы приключиться без таких механизмов.
Необходимо определить, при каких условиях подобный контроль имеет смысл, и создать несколько отдельных процессов: один со встроенными механизмами контроля, другие без них.
Например:
В компании одинаково проходит процесс закупки канцтоваров и закупки других товаров, но уже на крупную сумму. Таким образом, процесс контроля сохраняется в обоих случаях. Решение здесь в том, чтобы создать два процесса: в одном контроль процесса сохранится, т.к. закупки товаров будут на крупную сумму, а в другом - процесс будет проходить без контроля.
5) Уменьшение количества входов в процессы.
Огромное количество времени во многих организациях тратится на сопоставление и сведение воедино разных форм представления одного и того же. Заявления на отпуск сопоставляются с отгулами, заявки на закупку — со счетами-фактурами, записи об отсутствии на работе по болезни — с бюллетенями, авиабилеты — с бронью и так далее; список практически бесконечен. Процессы, которые содержат в себе подпроцессы и задачи, включающие подобные сверки, скорее всего, окажутся медленными и запутанными, потребуют участия большого количества людей.
Например, некоторые организации внедрили штриховые коды — технологию, позволяющую устранить потребность в документах, регистрирующих продажу и покупку товаров.
Как и в других случаях, связанных с применением новых технологий в реинжиниринге бизнес-процессов, принцип уменьшения количества входов нужно использовать для преобразования процесса, а не просто для его автоматизации, чтобы процесс выполнялся за меньшее число шагов меньшим количеством людей — ведь новые технологии позволяют достичь обоих этих результатов.
6) Сохранение децентрализованных подразделений при централизации обмена информацией.
Единые базы данных, электронная почта, виртуальный офис означает, что люди и подразделения могут оставаться децентрализованными, будучи в то же время способными обмениваться информацией друг с другом и с клиентом, как если бы они были централизованными.
7) Уменьшение длительности цикла, увеличение доли полезного времени.
Уменьшить длительность цикла, сохраняя при этом длительность каждого этапа на прежнем уровне, можно путем увеличения доли полезного времени. Например, можно объединить выполнение всех этапов в одном месте в одно время, сократив тем самым транспортные задержки.
Наряду с этим промежутки времени между выполнением разных этапов процесса можно уменьшить при помощи тщательного планирования и проектирования. Например, можно также сократить время простоев, изменить время транспортировки и т. п
8) Объединение нескольких работ в одну.
Основополагающее свойство прошедших реинжиниринг процессов — интеграция многих ранее разрозненных работ или трудовых заданий. При этом разрозненные работы могут объединяться в одну
Сотрудники, которые ранее работали в разных территориально отдаленных друг от друга подразделениях, могут быть собраны вместе в единое подразделение и получить полную ответственность за конкретный процесс.
Типы систематизации БП
Организационные БП
Процессные БП
Общесистемные и связующие
Применение каждого метода реинжиниринга показывает свой результат. Какой из методов применить, решает «владелец процесса» и согласовывает свое решение с руководством компании.
«Владелец процесса» - должностное лицо, несущее ответственность перед руководством компании и отвечающее за координацию различных бизнес-процессов.
Факторы влияющие на процесс реинжиниринга
2. Руководство - проект реинжиниринга должен выполняться под надзором и управлением руководителей компании, которые имеют достаточный авторитет и берут на себя ответственность за его успешное выполнение.
3. Сотрудники - в команде по реинжинирингу должны принимать участие сотрудники, которые обладают необходимыми полномочиями и способны создать атмосферу сотрудничества. Они должны понимать цель и задачи проекта, принять свои новые обязанности и быть готовыми к их выполнению.
4. Коммуникации - четко сформулированные задачи и коммуникация с сотрудниками должны помочь им понимать новые процессы и действия, которые требуются от них для успешного выполнения проекта реинжиниринга.
5. Бюджет - реинжиниринг может требовать значительных финансовых вложений, особенно при активном использовании новейших информационных технологий. Поэтому необходимо адекватно оценивать бюджетные требования проекта.
6. Технологическая поддержка - готовность к обеспечению процессов техническими решениями.