БОЛЬШАЯ СТАТЬЯ ПРО АНАЛИТИКУ (LVL1)
Курс молодого джуна:
Бизнес-процессы для аналитика
Погружение в бизнес-аналитику. Базовые знания для построения бизнес-процессов.
Разница между оптимизацией и реинжинирингом.

История развития теорий

Майкл Хаммер и Джеймс Чампи в своем труде по реинжинирингу дают следующее определение бизнес-процесса: «Бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».


Как развивались теории:

  • Тему реинжиниринга специалисты по менеджменту начали разрабатывать уже во второй половине 80-х гг. Основы этой теории были заложены в 1984-1990 гг. в США в ходе исследовательских работ под эгидой Массачусетского технологического института и Гарвардского университета.
  • Понятие реинжиниринг стало популярным после публикации статьи американского экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Хаммера "Реинжиниринг традиционных методов работы: не автоматизируйте их, а отвергайте" (Harvard Business Review. 1990. N 4)
  • Со второй половины 90-х годов методологию реинжиниринга начинают использовать в своей работе крупнейшие компании - лидеры мирового рынка. К ним можно отнести: Кодак, Форд Моторс, АйБиЭм, Проктер энд Гэмбл, Джэнерал Моторс, Хьюллеи-Паккард.
  • Руководство к своду знаний по бизнес-анализу (англ. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge, аббревиатура BABOK) — руководство по бизнес-анализу, выпущенное Международным институтом бизнес-анализа (IIBA), в котором делается попытка отразить передовой опыт и предоставить структуру, описывающую области знаний, необходимые действия, задачи и методы. (с 2005 года)

Оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов

Два подхода к изменению и улучшению текущих процессов в организации. Отличия и сравнение между этими двумя подходами можно описать следующим образом:

Методы обследования

В зависимости от объекта исследования выделяют следующие методы обследования:


  • Процедурно-ориентированный метод – объектом исследования являются процедуры обработки информации.
  • Предметно-ориентированный метод изучает элементы информации на предприятии.
  • Метод анализа по структурным элементам системы управления изучает структуру подразделений и функции, выполняемые ими по управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
  • Метод анализа выходов изучает зависимость управленческих решений от начальных условий.
  • Метод реакций на воздействие изучает реакцию системы на какие-либо воздействия.

*В ходе практического проведения обследования бизнес-процессов предприятия применяются, как правило, все эти методы в комплексе.


Основными методами сбора данных при обследовании являются:

  • Анкетирование;
  • Интервьюирование;
  • Сбор документов;
  • Наблюдение.

Способы описания

  • текстовый (естественный язык) - описание процесса, которое получается в ходе интервью с экспертом в предметной области.;
  • текстовый (формальное описание) - использует заранее определенные словесные конструкции и обороты, а также глоссарий терминов (если … то… иначе…).;
  • графический (свободная или формальная нотация) - позволяет наглядно представить последовательность и логику процесса. Свободная нотация элементы для описания устанавливаются аналитиком произвольно (карточки Miro). Формальная нотация - имеет четкие установленные правила (BPMN2, UML).
  • комбинированный - может использовать элементы из всех вышеуказанных методов.

У графических способов представления информации о бизнес-процессе есть и недостатки. На диаграмме бывает довольно сложно отобразить отдельные характеристики процедур, и тут мог бы помочь дополнительный текстовый комментарий к диаграмме.

Поэтому в консалтинговой практике сложился определенный стандарт на способ описания бизнес-процесса: это графическая модель процесса в определенной формальной нотации, и дополнительное текстовое описание процесса, четко структурированное и формализованное.



Стандарты графического описания:


  • Семейство стандартов IDEF (в частности, IDEF0, DFD, IDEF3);
  • Семейство стандартов ARIS (в частности, нотация EPC);
  • Семейство стандартов UML (Usecase diagram, activity diagram)
  • Нотация BPMN2 (Business Process Modeling Notation)

Что следует понимать еще?

В каждом бизнес процессе необходимо определить роли. В первую очередь, определить владельца.


Владелец процесса - несет ответственность за результаты процесса, может изменять структуру, несет ответственность за эффективность.

Функции владельца: идентификация бизнес-процесса, организация описания и регламентации процессов, планирование БП с определением плановых значений показателей процесса, контроль достигнутых результатов процесса, анализ значений показателей процесса и организация необходимых корректировок.


Рекомендуется определить группы БП, можно ориентироваться на:

1) основные БП - генерируют доходы организации (продажи, оказание услуг)

2) обеспечивающие - поддерживают инфраструктуру организации (закупка для офиса)

3) БП управления - управляют организацией (проектный офис, финансовый отдел и т.п.)

4) БП развития -развивают организацию (оптимизация)

Что в итоге делать, если в двух словах?

  1. Определяем основные процессы
  2. Описываем ориентируясь на BPMN2
  3. Смотрим на проблемы логики, организации процесса, нехватку ресурсов и т.п.
  4. Предлагаем улучшения и внедряем

*даже этого краткого списка + здравого смысла, будет достаточно для повышения эффективности работы ваших процессов. По опыту, крайне мало компаний серьезно занимаются оптимизацией и оперируют терминами бизнес-проектирование и бизнес-процесс. Если вы работаете в около бюджетной организации и прочитали эту статью, вы уже в топ-30 аналитиков ;)
Примеры описания БП на практике
Made on
Tilda