С 1го апреля я вышел на новую работу.
Задачи многообещающие: наладить работу департамента при отсутствии условий и ресурсов, обеспечить бесперебойную работу парка около 2000 рабочих мест с нулевым резервом оборудования, и бонус - конкурировать с рынком по зарплатам для сотрудников, с ЗП от рынка делить на 3.
Из хорошего: многие коллеги в департаменте вовлечены в бесконечные конфликты, от "выгорания" некоторые саботируют работу, но каким-то чудом на них держится вся инфраструктура, и как-то оно все еще работает.
Давайте представим, что вы посмотрели видео школьников, активный успешных женщин с короткими прическами и грустных толстых мужиков на ютубе и знаете про то, что они говорят на фоне слайдов с крупными надписями: Контроль, Адаптация, Успешное выступление, Быстрые победы и т.п.
Потом вы написали в GPT про основные рекомендации на новом месте и вам выдало что-то подобное:
"Для успешной адаптации руководителя в первые сто дней рекомендуется следовать следующим рекомендациям:
Следуя этим рекомендациям, вы сможете быстро адаптироваться на новом месте и эффективно интегрироваться в коллективе, что способствует достижении высоких результатов."
Есть еще сомнительный подход с этапами:
Буду ссылаться на опыт текущей работы, так как пишу по "горячим следам".
Дано: около 30 сотрудников, отсутствие рабочих-устоявшихся бизнес-процессов, частично актуальные регламенты, культурный разрыв (про 50+ лет и айтишника, который должен чинить все что работает от электричества), бюрократия в высшем проявлении ее неэффективности.
Первую неделю, я собирал и изучал всю информацию по работе, от которой можно было бы оттолкнуться. Мне сильно повезло, два руководителя назад было создано положении о департаменте и приказ о вводе в работу аналога службы техподдержки. Плюс, в лучших традициях, миссия и стратегия учреждения на стенах.
Первая задача, которую я решал - синхронизироваться со всеми своими сотрудниками, что вообще мы тут делаем и зачем, частично распределить функции и донести важность работы каждого. Связать работы по замене картриджа с качеством услуг образования, которые предоставляет учреждение.
Проблема связи функций сотрудников со стратегическими целями есть почти везде (если вы не уборщица из Боинг, которая на вопрос о своей работе отвечает, что она строит самолеты). Крайне полезное мероприятие, если связи выстроены и визуализированы, то вам повезло, осталось изучить их и проверить, что всем вашим сотрудникам они доступны для ознакомления и они со всем согласны.
У меня получилась, пугающая верхнеуровневых руководителей схема:
в основе: положение о департаменте, миссия и стратегия учреждения + штатное расписание.
Что есть Лидерство?
Допустим, вы посмотрели и ролики на ютубе про командобразование (тимбилдинг), и опять же, женщина в очках либо хипарь находясь в доминантной позе, среди кучи общих слов, сказали про лидерство.
Мне еще не попадался нормальный материал на этот счет, но из множества удавалось выхватывать, что-то полезное. И в результате я ориентируюсь на:
С самым простым мы разобрались, т.е. начали выстраивать работу подразделения и отношений с коллегами. Самое любопытное начинается на горизонтальных уровнях общения и коммуникациями наверх. Любопытство в том, что горизонтальные связи - это не только руководители из смежных подразделений, но и все кто решил проверить вас на прочность.
Вашим неформальным руководителем может попробовать стать сотрудник старше вас по возрасту, кто работает тут "сто лет", в личных или приятельских отношениях с директором, военный, да и просто любой "козъёл" кому не лень).
Дальше пойдет не про приличных, грамотных, профессионалах и адекватных людей, кто старается сотрудничать для лучшего результата.
На новом месте, выстраивая взаимодействия есть две крайности:
На самом деле, адаптация руководителя - работает точно так же, как и при всех подобных ситуациях - коллектив вас проверяет. Первый день в новом классе, деды встречают в армии, заезд на зону первохода, приехать из СПб в деревню на Урале - суть всегда одна. Решение тоже всегда одно: нужно с уважением к культуре оставаться собой.
Перегибы будут, практически гарантировано, главное пытаться сохранить баланс в тактичной форме, сглаживать если вы перегнули и объяснять позицию.
Несколько методов управления конфликтами:
1. Метод активного слушания
Внимательное восприятие слов и эмоций конфликтующих сторон без прерываний, помогает понять суть конфликта и показать уважение к каждой стороне. Больше всего этот навык прокачивается через чтение и прослушивание аудиокниг. Как при любом конфликте, профессионал не втягивается в конфликты. Не припоминает эти конфликты, не подогревает к ним интерес и не поощряет это среди своих сотрудников.
Пример из практики:
Все накопившиеся проблемы, особенно как тут, который не решались 1-2 года, воспринимаются крайне болезненно всеми участниками. Не решались, так как не было оборудования. Особо инициативные пользователи, пробовали все подходы, но в итоге переругались с техподдержкой. С самыми сложными "клиентами" и участками устраивал встречи, к кому-то ездил. Собирал весь накопившийся негатив и параллельно решал, все что было можно было решить сразу. Условия такие, что даже самые агрессивно настроенные пользователи увидели динамику и начали переходить в отношения сотрудничества. При условии, что выбор был между моим подходом к работе или ничем, выстраивать коммуникации в нужном направлении - не было никаких проблем.
2. Метод "шаг назад"
Когда эмоции накаляются, важно взять паузу, чтобы конфликтующие стороны могли остыть и осмыслить ситуацию.
Пример из практики:
Первые дни, сижу в кабинете - никого не трогаю. Ко мне в кабинет залетают 4 человека и начинают кричать друг на друга, меня и тех кого нет в кабинете. Проблема в том, что им поставили новый софт - ничего работает - все паданки- срыв образовательного процесса и т.п. Попытки перевести в диалог провалились, как только понял, что еще долго будут одни эмоции, предложил пойти всем вмести посмотреть на месте. Пока шли, все немного успокоились и диалог уже получился. Классический шаг назад.
3. Метод структурированной встречи
Этот метод включает проведение формальной встречи с четко установленной повесткой и правилами поведения, что помогает сосредоточиться на решении проблемы, а не на личных нападках.
Пример из практики:
В подразделении возникает конфликт по поводу распределения ресурсов. Руководитель назначает встречу, на которой устанавливает регламент: каждый участник имеет 5 минут на изложение своей позиции без перебиваний. После этого следуют вопросы и обсуждения, а затем совместное принятие решения. В результате все участники чувствуют, что их мнение было услышано и учтено. (на текущей работе, пока что не добрался, все удается решать на ходу).
4. Метод медиатора
Привлечение третьей нейтральной стороны для ведения переговоров помогает снизить эмоциональное напряжение и достичь справедливого решения.
Пример на практике:
Возникла ссора между двумя сотрудниками из-за несогласия по поводу обязанностей друг друга. Как только становится понятно, что диалог между коллегами невозможен либо будет провальный, то слушаешь одного, потом второго, отдельно. Если есть возможность, то в идеале принять решение за них, параллельно проговаривая его для информации с участниками. Если нет такого, то передаешь содержание между участниками, фильтруя и не вовлекаясь в конфликт, т.е. не вставая на чью-то сторону. В итоге задача закрывается и конфликт откладывается.
5. Метод совместного решения проблем
Стороны конфликта совместно ищут решение, что помогает укрепить их взаимодействие и доверие.
Пример на практике:
Два сотрудника не могут договориться о способе ремонта оборудования. Им предлагается вместе провести анализ различных методов ремонта, взвесить их преимущества и недостатки, и выбрать оптимальный вариант. Это не только решает конфликт, но и улучшает сотрудничество между участниками, в итоге они будут самоорганизовываться без вашего участия.
Еще пример из культурных:
Имеется проблема, что людям лень создавать заявку на сайте и они дергают всех звонками, при личных встречах в коридоре, пишут в мессенджеры или на почту. Одним словом, множат каналы связей, сильно затрудняя работу.
Первый месяц всем, кто не хотел направлять заявки я объяснял: что у нас есть система для учета и выполнения заявок, лучше воспользоваться ей и "всем будет удобно".
На второй месяц я стал создавать заявку вместе с пользователем, и тратить его время на составление вместе со мной. Заодно показывая и обучая, если нужно - направлял инструкцию. На всех собраниях озвучивал, что если заявок нет в системе, то я не могу их контролировать и с этим не ко мне.
С третьего месяца говорю - "напишите заявку, инструкция есть на сайте".
В примере активное слушание снимает негатив от пользователей: жалобы о сроках исполнения, истории - как было раньше, давление про срочность, и после открывает возможность для влияния и направления пользователя по регламенту.
Эта задача на смену культурных привычек, без административного ресурса решается от года. Буду дописывать, если события будут развиваться, а я дальше над этим работать.