Построение модели
"КАК ЕСТЬ" - "КАК БУДЕТ" (AS-IS - TO-BE)
Один из вариантов оптимизации и алгоритм про оптимизации БП:
Сначала строится модель существующих в организации бизнес-процессов - AS-IS (как есть). По этим моделям проводится анализ, который позволяет понять, где находятся наиболее слабые места, в чем будут состоять преимущества новых бизнес-процессов.
Найденные в модели AS-IS недостатки можно исправить при создании модели ТО-ВЕ (как будет) - модели новой организации бизнес-процессов. Модель ТО-ВЕ нужна для анализа альтернативных/лучших путей выполнения работы и документирования того, как компания будет делать бизнес в будущем.
Этап 1. Сбор данных (обследование бизнес-процессов, идентификация)
Этап 2. Моделирование текущего состояния (ведется на всех этапах и уточняется)
Этап 3. Анализ и проектирование: выявление проблемных мест и предложения для оптимизации
Этап 4. Внедрение
Этап 5. Мониторинг, контроль и улучшения
Кросс-функциональные БП
Кросс-функциональные, сквозные или межфункциональные БП- бизнес-процессы, в выполнении которых задействованы сотрудники разных функциональных подразделений.
Критерии определения сквозных процессов включают наличие активного взаимодействия с другими подразделениями, необходимость поставки ресурсов из других процессов, неспособность руководителя обеспечить требуемые показатели и формирование большей части продукта или услуги в других процессах.
Выделение сквозных процессов позволяет понять организацию как систему, улучшить взаимодействие между подразделениями, повысить результативность и качество работы.
При выборе процессов для оптимизации рекомендуется учитывать: ресурсы, масштаб проблем, повторяемость, "тиражируемость", потоки информации и важность процесса с точки зрения корпоративной культуры.
Модель TO-BE
Модель TO-BE является моделью новой организации бизнес-процессов, которая используется для оценки последствий внедрения информационной системы и анализа лучших путей выполнения работы. Она помогает документировать, как предприятие будет функционировать в будущем и позволяет оптимизировать бизнес-процессы, снизить издержки и повысить эффективность деятельности организации.
В модели TO-BE определяются все процессы области деятельности, участники, их взаимодействие и распределение ресурсов. Она также идентифицирует информационные объекты, которыми оперирует предприятие.
Как правило, строится несколько моделей ТО-ВЕ, из которых по какому-либо критерию выбирается наилучшая. Например, каждая из моделей ТО-ВЕ может соответствовать определенной информационной системе.
Подготовка инициатив для оптимизации
Детальная подготовка инициатив по оптимизации процессов включает проведение всестороннего анализа, выявление логических ошибок и проведение мероприятий по их устранению.
Некоторые типичные ошибки, которые можно найти в процессах компании, включают:
Устранение ошибок и оптимизация процессов должны проводиться с помощью создания четких регламентов, определения источников информации и внутрифирменных стандартов передачи данных.
Подробно про каждую типичную ошибку
Отсутствие информации, необходимой для выполнения процесса. Информация используется или должна использоваться в процессе, но не создается и не передается из других процессов. Для начала следует определить процесс – источник этой информации.
Отсутствие регламента поступления информации по процессу. Для примера, в компании существует процесс «Анализ запросов и демонстрация для клиентов». Однако часть информации от клиентов поступает менеджерам по продажам, с которыми они непосредственно работают. Если в документах, регламентирующих работу отдела продаж, не предусмотреть обязанность менеджеров передавать эти данные в отдел претензий, то часть информации просто потеряется.
Избежать подобных ситуаций можно за счет создания четких, предельно понятных регламентов, а также досконального описания источников информации.
Использование документов, не имеющих определенного источника происхождения. Как пример, отчеты по структуре и динамике дебиторской задолженности, которые зачастую готовятся бухгалтерией, финансовым и коммерческим отделами компании. При этом данные в отчетах разительно отличаются. Пользователь такой информации должен тратить много времени на поиск ошибок или устранение расхождений в принципах учета дебиторской задолженности.
Решить такую проблему можно путем определения полного списка всех пользователей информации, создания единой формы отчета и жесткой регламентации применяемых принципов учета.
Отсутствие регламента процесса. Создание регламентов процессов – одна из основных задач, которая должна быть решена в ходе описания и оптимизации процессов. Отсутствие регламентов и отраженных в них изменений приведет к тому, что в процессы не будут внесены корректировки и работа будет проделана напрасно.
Ошибка интерфейса. Входящий и исходящий потоки информации представлены в разных форматах. К примеру, структура и степень детализации статей расходов и доходов в мастер-бюджете компании не совпадают со структурой бухгалтерских статей. В этой ситуации 20% всех проводимых работ тратится на подготовку данных и около 80% на переработку их в приемлемую форму.
Решить подобную ситуацию можно при условии детального описания процессов и введения внутрифирменных стандартов передачи данных. Исключив характерные ошибки, следует переходить непосредственно к оптимизации процессов.
Мероприятия по оптимизации
Разработка вариантов процессов. Сделать процесс более гибким можно, если он будет иметь несколько вариантов выполнения в зависимости от ситуации.
Должно быть как минимум два варианта процесса – сложный и простой. Например, процесс «Управление денежными средствами» может быть простым (при расходовании небольших сумм – минимальное количество согласований) и сложным (при существенных расходах – многоступенчатое согласование).
Цена вопроса. Стоимость работ по оптимизации бизнес-процессов во многом зависит от размера компании и сложности работ. Можно привести лишь приблизительные данные.
Например, оптимизация процесса обслуживания клиентов в крупном российском банке с привлечением консультантов будет стоить порядка 100 тыс. долл. США и займет около шести месяцев. Торговой компании оптимизация процессов управления товарными потоками обойдется примерно в 30 тыс. долл. США и будет проведена за три-четыре месяца.
Горизонтальное и вертикальное сжатие. Совершенствование процессов предполагает заменить специалистов узкой квалификации людьми, способными выполнять широкий круг обязанностей.
В качестве примера горизонтального сжатия процесса могут служить преобразования в крупном банке. Каждому клиенту приходилось общаться с несколькими сотрудниками банка, специализирующимися по разным направлениям деятельности. Качество обслуживания клиентов было невысоким. Было решено создать должность менеджера по работе с клиентами, в обязанности которого входило решение всех клиентских вопросов. Итог – сократилось количество персонала, возросла скорость обслуживания и снизилось число ошибок.
Естественно, что в такой ситуации требования к компетенции персонала существенно повышаются. Необходимо проводить периодическое обучение (переподготовку) сотрудников компании.
Сокращение количества операций контроля. На практике довольно часто выясняется, что стоимость проверок и управления процессами превосходит стоимость возможных потерь, которые имели бы место при их отсутствии.
На одном из предприятий после проведенного описания процессов выяснилось, что до 95% времени выполнения процесса уходит на подготовку контрольно-отчетной документации и только 5% – на получение необходимого результата. После сокращения количества проверок длительность процессов сократилась вдвое.
Источник: https://www.fd.ru/articles/12195-poetapnaya-optimizatsiya-biznes-protsessov